Статьи

СТРАХ – это мотиватор жизни большинства людей

Страхи и фобии, ПТСР, ПА, КПТСР Клиентские истории
На уровне 100 доступно больше жизненной энергии. Боязнь опасности управляет большей частью мира, порождая бесконечную деятельность. Страх нападения, старости или смерти и одиночества, вместе с разнообразными социальными страхами, является основным мотиватором жизни большинства людей.
 
С точки зрения этого уровня мир выглядит опасным, наполненным ловушками и угрозами. Страх — это излюбленный инструмент тоталитарной власти, используемый для контроля. Разнообразие страхов так же безгранично, как и человеческое воображение. Как только человек сосредотачивается на страхе, бесконечные пугающие события мира подкармливают его. Страх становится одержимостью и может принять любую форму: так, страх потери отношений приводит к ревности и постоянному стрессу. Страх может перерасти в паранойю или породить невротические защитные структуры, а так как он распространяется, то может стать основной социальной тенденцией.
 
Страх ограничивает развитие личности и приводит к подавлению. Так как для подъема над Страхом необходима энергия, угнетенные не могут перейти на более высокий уровень без посторонней помощи. Таким образом, испуганные ищут сильных лидеров, которые выглядят преодолевшими свой страх и смогут вывести их из рабства.
 
Страх — это эмоция, но как стиль жизни он ограничивает. Реалистический страх (осторожность) способствует выживанию, в противоположность иррациональным страхам, которые свидетельствуют о наличии внутренних психологических проблем. Социально полезный страх представляет собой общепринятое и нормальное обстоятельство человеческой жизни. Он проникает практически в каждую сферу жизни, от закрытых дверей и пожарных сигнализаций до привычек, связанных со здоровьем и питанием. Кроме того, к нему постоянно возвращаются средства массовой информации, где он играет важнейшую роль.
 
С эволюционной точки зрения, страх возник как условие, необходимое для выживания животных, что в людях через способность к мышлению перешло в выражения, которые имеют смысл, включая выражение как абстракцию.
 
Девид Хокинс из книги «От отчаяния к просветлению»

Клиентский случай.


Худенькая маленькая женщина сидит и вся дрожит. Она даже не может начать рассказ. Я даю ей стакан воды, который она жадно выпивает.

Чтобы разговорить нового клиента, я обычно начинаю рассказ о чем-то несерьезном: погоде или природе. Спрашиваю: как добрались, что ели на завтрак и как часто бывает в кино или театре.

И здесь я начала рассказывать, как утром по пути на эту консультацию застряла в лифте. А, вернее, просто попала в курьезную ситуацию: лифт вместо назначенного мной этажа стал катать меня то вверх, то вниз, а я просто стояла и ждала, когда же он меня доставит на 1й этаж.

Я не успела закончить, как она сказала, что это один из ее самых страшных снов. Когда она находится в закрытом лифте и не может выйти, а затем он начинает туда-сюда ездить, после чего либо проваливается под землю, либо вылетает в небо.

— И как давно вам снятся такие сны? — спросила я.
— Давно, наверное, лет 10 уже.
— Как часто?
— Раз-два в месяц.
— И, как вы думаете, почему? Почему раньше не снились? Что такого произошло с вами 10 лет назад?
— Я потеряла маму… — слезы катились градом по ее изможденному лицу.
— Сочувствую вам. Как вы справились с этим?
— Никак. Я до сих пор так и не привыкла. Вернее, не смирилась с тем, что она меня бросила. Я одна. Я совсем одна. Я боюсь, что я тоже скоро умру. И, одновременно, боюсь жить вот так — одна…

Я предложила клиентке посмотреть на всё это сквозь призму метафоры. Достала свою любимую колоду «Фобии и страхи» и предложила взять одну карту в закрытую со словами:
— Чего же я боюсь на самом деле, когда боюсь и жить, и умереть?


Вот что она сказала про карту:
— Да, это я. Я как путник, который потерялся в пустыне. Я иду уже очень долго, я уже смирилась и наполовину стала частью этой пустыни. Я не человек… я как будто призрак. Призрак, который думает, что он человек. И надеется, что люди его видят. Призрак, который застрял между двух миров…

Она долго держала в руках карту, вглядывалась в неё. 

Я дала ей время познакомиться с собой. Затем предложила вытянуть следующую карту — с вопросом — из этой же колоды.


Она ответила:
— Я смогу не обращать внимания, если перестану об этом думать! А думаю я почти круглосуточно уже много лет. Думаю про маму, про ее уход. Про то, как я плохо себя вела. Про то, как она меня любила. Про то, как я одинока.

— Получается, что вся ваша жизнь сейчас состоит только из думания? И в реальности вы не находитесь, вы от нее убегаете в ту самую пустыню. От чего вы убегаете?

— От себя. От жизни. Я не знаю, как жить одной.

Затем я предложила третью карту — действие:


Она сказала следующее:
— Выйди из дома, как будто ты прилетел из другого мира и теперь нужно научиться жить здесь. Научиться заново, как школьники идут в школу после детсада, они учатся каждый день. Вот и мне также нужно каждый день учиться жить по-новому.

Далее еще одна 4-я карта — напутствие и девиз:

И тут её лицо сначала выразило недоумение, а потом просветлело.

Она сказала:
— Да-да, именно так. Я знаю, что все я сама, только я. И то, где я сейчас оказалась, тоже сделала я.

Напоследок, я предложила взять ресурсы из колоды «Эмоции судьбы». И мы обсудили, что они для нее значат, и что она начнет делать уже сегодня, чтобы начать жить по-новому.
_____________________________________________________________________
Вот так бывает: человек живет в иллюзии своих страхов. И даже сказать, что живет, не получается. Он застрял. И только страх дает мотивацию бежать от...