ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ.
30.05.2024⠀⠀ PRO ЗДОРОВЬЕ
В каких ситуациях следует обращаться к психологу?

Если ваш ребенок уже подросток и ему скоро сдавать выпускные экзамены (ЕГЭ/ОГЭ или вступительные экзамены куда-либо) и вы, конечно же, беспокоитесь за судьбу своего чада, понимаете всю важность этого периода его жизни, однако со своей стороны, наблюдаете:
  • не желание готовиться к экзаменам
  • подросток отказывается ходить в школу или тайно от вас прогуливает, и вы узнаёте об этом не напрямую, а от учителей
  • демонстративное негативное поведение: он вам хамит и грубит
  • апатия и безразличие ко всему
  • постоянное зависание в интернете
  • полный игнорирование ваших просьб
  • отсутствие желания убираться в своей комнате и следить за своим внешним видом
  • порой бывает, доходит до агрессии в ваш адрес, а может быть даже и поднимает руку
  • демонстрирует поведение: «назло тебе не буду делать ничего»
  • когда он полностью уходит в себя и не реагирует на внешний мир
  • когда есть зависимое поведение: употребление алкоголя, курение травы, жевание каких-то там жвачек
Как можно помочь своему ребёнку и себе?

Во-первых, нужно понимать, что всё это поведение - это ЧАСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ЭТАПА развития будущей личности. Когда подростки проверяют мир на прочность, себя на прочность и границы этого мира, границы родителей, учителей.
Во–вторых: существует несколько вещей, которые родителям следовало бы знать:
  1. возможно потеряна эмоциональная связь с ребёнком и потеряна она уже давно, когда он вас не слышит уже давно. Когда вы говорите что-либо, а там как горох об стену и это одна история. Другой момент, когда вас слышат, но делают назло, а это демонстративное поведение, о котором я уже говорила, а ещё может быть, в то время когда подростка уже 15,16,17 - это же время первой любви! И возможно он проживает какую-то внутреннюю драму, какую-то эмоционально напряженную ситуацию, а тут вы со своими экзаменами. У него внутри такая боль, такая буря, зашкаливающая гормональная, что он не в силах справиться адекватно для вас, он учится справляться. А как известно, не все и не всегда получается с первого раза.
  2. Возможно это ссора какая-то с одноклассниками или с другими очень важными для него людьми. Очень часто, дети-подростки бурно, глубоко и тяжело переживает развод расставание родителей. А ещё тяжелее, утрату близких, утрату друзей. Возможно это потеря питомца.
Что же делать нам, взрослым?

Вы, как человек взрослый, понимаете, что сейчас важный период, что ребёнку нужно помочь, если даже он вас не слышит у вас с ним давно потеряна эмоциональная связь, но вы хотите ему помочь.
Тогда, и это сейчас прозвучит очень странно, ОТСТАНЬТЕ ОТ НЕГО СВОИМ ЗАНУДСТВОМ!
Он уже привык к этому, поэтому и не реагирует – это его способ психологической защиты. А вам нужно сделать такое, что он еще не получал от вас.
  • Например, скажите простые слова:

Я ВИЖУ, что с тобой что-то происходит.

Я не знаю почему ты не хочешь со мной поделиться своими проблемами, но я

готов/а тебе помочь. Давай обратимся к специалисту, который на данном этапе жизни, возможно тебе поможет.

К каким специалистам нужно обращаться?

  1. Это к психологам, которые работают с подростками.
  2. Можно обратиться к педагогу напрямую, если это ссора с одноклассниками.  Конечно же, идти в школу самому и разбираться, почему Ваш сын или дочь перестали посещать занятия. Подключать к этому всех, учителей, родителей, директора, психолога. Сейчас очень распространён буллинг, а мама или папа говорит ребенку: да, ты потерпи, пройдёт. Так вот, терпеть ничего не надо!!! Ничего не пройдёт, нужно поднимать всех на уши, начиная от родителей тех детей, которые участвуют в травле ребёнка, заканчивая директором. Привлекает социальные службы для этого.
  3. А ещё, это конечно же, могут быть и крайних случаях психиатры и наркологи.
Что следует понимать при выборе такого специалиста?

Первое, и это важно, у этого специалиста, должна быть практика работы с подобными случаями. И желательно, чтобы об этом Вы где-то прочитали, посмотрели, послушали или по сарафанному радио вам дали этот контакт.

Второй момент: посмотрите на самого человека, сейчас все специалисты ведут соцсети, выкладывают какие-то статьи, записывают видео или на крайний случай есть фото на сайте клиники. Так вот посмотрите на этого специалиста, прежде чем к нему вести ребёнка.

Далее, запишитесь и в начале сходите сами на сессию, чтобы убедиться, что это специалист адекватный, потому что сейчас у нас очень много самозванцев, которые пройдя трёхмесячные курсы пытаются лечить других. Вчера он валенки продавал, а сегодня он пытается лечит души человеческие. Так вот, уважающий себя специалист, предложит разные варианты работы в зависимости от вашего конкретного случая.

На что еще следует обратить внимание?

Если он за первую сессию смог вас успокоить, не просто словами, а вы почувствовали внутреннее спокойствие, значит, этот человек обладает какими-то знаниями и навыками.  Раз он смог так с вами, на вас произвел такое впечатление, то и ребенку вашему сможет помочь. То есть доверяйте своему впечатлению и самое главное, своему внутреннему голосу.

И еще, порой регалии, звания и цена не являются залогом успеха никак. Порой соседка Галка лучше любого спеца может исцелить душевную боль, но все же есть люди от Бога призванные помогать, а еще если этот дар умножен на знания, то это и есть Целитель душ человеческих.
Пункт про Саботаж.

В связи с тем что, ваш отпрыск не хочется меняться, то он может саботировать работу любого специалиста, поэтому он может не приходить на сессии или не выполнять задания. Со специалистом желательно на предварительной встрече, я о ней писала выше, проговорить все детали: как, в каком формате проходят встречи. Обратная связь после каждой сессии, по типу: ваш ребернок пришел и все прошло хорошо. Возможно пару первых сессий, приводить до дверей такого подростка и находиться в коридоре. Далее специалист установит контакт с подростком и он сам будет бежать на сессии.
ЗАПОМНИТЕ РОДИТЕЛИ:

  • уважающий себя специалист психолог, никогда не будет рассказывать, что было конкретно на сессии с подростком, потому что, есть ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА, согласно которого, разглашать нельзя – это личная история. Можно в общих чертах описать, но без подробностей.
  • работать с подростком психологу, без согласия родителей, по законодательству можно с 16 лет. До этого возраста, вы как Родители, заполняете официальное согласие, на то чтобы специалист мог без вашего присутствия или с вашим, начать работать с вашим ребёнком. Вот поэтому и нужна эта первая встреча, чтобы вы проговорили все свои претензии и пожелания к ребёнку.
  • Далее, специалист, выбирает стратегию. И возможно, что будет чередовать работу с вами и с вашим подростком.
Что я предлагаю в свою очередь?

Первое, и очень для меня важное – это диагностическая безопасная сессия, на которой я знакомлюсь с родителями и с подростком одновременно. Расспрашиваю у родителей какие жалобы, затем знакомлюсь с подростком уже в отсутствие родителей, который ждёт за дверью или в другой комнате в случае онлайн работы. В конце сессии я принимаю решение возьмусь ли за этого клиента. Иногда бывает, что отказываю и перенаправляю к другим специалистам.

Варианты работы бывают разные:
Обо всём подробно рассказываю в конце первой диагностической сессии.
Поймите, как бы ребёнок вам не грубил и чтобы он вам не говорил, он ещё подросток и у него ещё не до конца сформированы границы личности и ядро личности. Он не совсем понимает последствия тех действий, которые он совершает, ведь у него не донца сформирован мозг, как орган (полное созревание наступает ближе к 23 годам), и нет такого жизненного опыта, как у вас и я считаю, что ваше безусловное участие в жизни вашего подростка очень важно.
И даже если он сопротивляется, через какое-то время, несколько лет возможно он вам скажет огромное спасибо, за то что вы не остались равнодушными и не бросили его на перекрёстке жизни.

Всего вам доброго.