Сценарии жизнедеятельности:
изменить или капитулировать?
22.08.2021 Сценарии жизни
Весь мир театр. Все люди в нем актеры. У них есть свои выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.
В. Шекспир
Что такое «Жизненный сценарий»?
Жизненный сценарий человека – это сценарий жизни, то есть набор шаблонов поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях, по-другому Привычки.

Сценарий как сюжет книги или фильма – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым. Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Психологический сценарий - это план действий жизненной драмы личности, в котором есть родительские предписания\запреты, установки. Он бывает одноименный, а бывает сложносочиненный, например, есть центральный сценарий жизни и он распространяется на все сферы жизни человека: здоровье, взаимоотношения, работа, любовь, деньги, секс. И бывают отдельно для каждой перечисленной области жизни свои сценарии, которые сцепляются между собой и как бы накручены на центральный.

И всегда эта сложносочиненная структура является прямым руководством к действию и исполняется каждой личностью неосознанно, хотя некоторые это смутно осознают. Одним словом, сценарий это есть результат программирования: родительского, кармического, родового, социального и тд.
Сценарий как сюжет может быть похож на трагикомедию, приключение, трагедию, драму, фарс, роман, комедию, пьесу, триллер, которая надоела актерам и зрителям.
Сейчас в основном принято считать, что сценарий жизни начинается с момента рождения человека.

Хотя в результате моей практической работы с клиентами все чаще приходится иметь дело с кармическими и родовыми сценариями. Влияние сценария на нашу жизнь тотально, потому, что это в высшей степени бессознательное образование. И без специального анализа человек совершенно не осознает, что слепо следуем этому сценарному плану. Как в любом сюжете фильма\книги, так и в сценарии есть: начало, середина и конец. И, конечно же, в сценарии каждого человека в зависимости от жанра его сценария, есть положительные и отрицательные герои.

Сценарий «записывается» в состоянии «Я» ребенка через эмоциональное восприятие окружающего его мира и его способа тестирования ситуаций: это взаимоотношения между родителем и ребенком, между родителями, между разными людьми. То есть записывается его личное понимание того, что и как делают эти люди по отношению к нему и между собой, причем на очень наивном и незрелом уровне восприятия. Сценарное решение представляет собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто ему кажется «враждебным» и даже угрожающим его жизни.

Примерно к 5-7 годам ребенок уже «записал» себе до 80% своего сценария, хотя он уже формируется к 1,5 годам.
Вслушайтесь только:
в возрасте до 7 лет сценарий сформирован на 80%!!!
А что понимает ребенок 5-7 лет? Как он это понимает? На каком уровне развития?
В этом возрасте нет целостного и зрелого мировоззрения, не сформированы многие части головного мозга, не сформированы психологические защиты и рефлексы, нет четкой картинки мира, очень ограничены знания и тд. И тп. Понимаете всю трагедию этого феномена – взрослые люди живут руководствуясь сценарными программами сформированными до 7 лет! А потом люди хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, они пытаемся ими быть, но большинство так и остаются детьми до смерти. К тому, же, в том самом жизненном сценарии прописан и финал, то есть способ ухода из этого мира, так сказать «расплата».

А дальше к этому сценарию дописываются все новые странички, те самые недостающие 20%. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли: героев, злодеев, жертв, спасителей, и тем самым притягивают неосознанно себе подобных. В младших классах осваивают роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. Став взрослыми, исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет как правило драматические формы. В структуру личного сценария каждого вкрапляются мозаикой элементы семейного, культурного, национального сценариев. Взаимодействие этих сценариев и определяет и влияет на жизненную драму каждой личности. Например, можно быть благополучником в любви и сексе, но полным неблагополучником во всем остальном (здоровье, взаимоотношения, работе и деньгах).
Примеры сценариев:
  • Семейный – мы, Петровы, москвичи в третьем поколении и нам не пристало...
  • Культурный – нам, интеллигентам, важно чтобы о нас ничего плохого не сказали...
  • Национальный – мы, арийцы, нация с чистой кровью и мы завоюем весь мир...
  • Родовой – в нашем роду по мужской линии всегда рождаются крупные мальчики
  • Кармический (самый загадочный) – жизнь это тяжелый труд; я беспомощная жертва; как бы ты не старался исход один – предательство.
Можно добавить еще то, что по качеству жизни сценарии делятся на:
· Благополучников или «победителей»;
· Середняков: не выигрывающих, но и не проигрывающих;
· Неблагополучников: проигрывающих или побежденных.

Где «неблагополучники» и «середняки» как правило расплачиваются одиночеством, брошенностью, нищетой, истощением, болезнями, самоубийством - такова их «расплата».
Сценарии жизни для всех трех ее уровней могут существенно различаться. Можно даже предположить, что переход с уровня на уровень возможен только в случае изживания или завершения сценария. А самым лучшим сценарием является отсутствие любого жизненного сценария.

Как же формируется «сценарий»?
Большую роль в его формировании, конечно же, принимают наши родители, которые своими поведением и действиями формируют наши «макрокарты жизни» или известные базовые экзистенциальные позиции, которые являются основой для формирования личностного сценария.


По классификации Клода Штайнера:
Из вышесказанного следует, что благополучный сценарий могут обрести только те, кого родители безусловно любили и у которых есть базовое предписание «я просто буду жить и радоваться»-поз №1.

Что же делать: изменить или капитулировать?
Все вышесказанное говорит о том, что необходимо оптимизировать «макрокарты» человека. Именно это является почти основной фундаментальной работой психотерапевта в рамках Интегрального нейропрограммирования (ИНП). Путем ответов на незатейливые вопросы выясняем бескомпромиссные суждения о самом себе, о других, о мире, о боге, об отношениях, о любви, о сексе, о деньгах и тп.

Эти суждения и представляет собой основную негативную часть базового знания, одну из составляющих вашего сценария о самом себе. Одним словом, это набор негативных установок\ убеждений.

И вот этот базовый негативный набор фраз или суждений составляет основу думающей части вашего ума. И как тут не удивляться что человек живет как неудачник и его жизнь сложится самым неудачным образом, пока он не изменит свой «сценарий».

Вот вопросы, которые помогают прояснить ваши макрокарты:
· Какова ваша первая самая негативная мысль о себе? А о других людях?
· Какова ваша самая негативная мысль о других людях вашей мамы?
· Какова ваша негативная мысль о вас вашего папы?
· Какова ваша самая негативная мысль о других людях пришедшего из вашего детства из общения с родственниками и взрослыми?
· Какова ваша самая негативная мысль о вас из школы, где вы учились?

Попробуйте прямо сейчас сесть и написать ответы на эти вопросы, причем не думая долго, то есть записать первую пришедшую в голову мысль.

Исходя из всего вышесказанного получается, что замена вот этих негативных установок и приведет к смене базовой части сценарного плана. И зачастую бывает, что после трансформации негативных убеждений (сценарных процессов) жизнь человека меняется кардинально.

Виды сценариев?
Исходя из вышеприведенных «макрокарт» по классификации Клода Штайнера, паттерны сценарного процесса являются базовыми экзистенциональными позициями и задают фундамент не слишком удачного сценария жизни человека. И на этот кривой фундамент будет надстраиваться оставшаяся конструкция, отвечает двум основным вопросам:

  • Как вы будете реализовывать сценарий?
  • Что вы вложите в его содержание?
Существует семь базовых процессов сценария, совершенно независимых от пола, расы и вероисповедания:

1. «Пока не» или миф о Геракле
2. «После» или миф о Домокле
3. «Никогда» или миф Тантале
4. «Всегда» или миф об Арахне
5. «Почти -1» или миф о Сизифе -1
6. «Почти -2» или та же легенда о Сизифе, но в более негативном варианте
7. «Открытый конец» или миф о Филемоне и Баукисе
Все эти паттерны имеют мифологическое обоснование, достаточно заглянуть в мифы древней греции.

Хочется также отметить, что я пользуюсь в работе метафорическими картами и вот именно для выявления видов сценария использую свою авторскую колоду "Сценарии и запреты".

Способы переделки сценарного шаблона.
Вы не поверите, если я вам скажу, что способов много. НО (!) для начала нужно выявить свой сценарный паттерн, рассмотреть и понять, как он оказывает влияние на вашу жизнь, а затем его разрушить!

И если рассматривать комплексную работу, то необходимо: составив с собой контракт на новую жизнь, в котором, например, будет четко оговорено: как и что вы впредь будете делать без сценарных установок. Например:

Если вашим основным сценарием является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения... Работы.
Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы завтра у вас не болела голова.
Для слова паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите, составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для осуществления ваших желаний, а затем ежедневно выполняйте по одному пункту.
Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить не удовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства.

Из паттерна «Почти – тип 1» можно выйти, убеждаясь, что вы доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляете ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы.
Для ломки паттерна «Почти – тип2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.

Если вы считаете, что вам передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку. Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу выхода из старой «сценарной» темы.

  • Произвести замену всех негативных убеждений на позитивные.
  • Внедрить новые функциональные части.

Сразу оговорюсь, что это работа сложная, но вполне реально осуществимая при осознанном желании действительно в корне качественно изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Клиентский случай
(публикуется с разрешения клиентки)

В кабинет зашла хрупкая девушка-женщина не определенного возраста с впалыми глазами и синяками под ними.

Рассказ начала с того, что жить нет больше сил. В прошлом: в детстве инцест, потом «бегство» в 17 лет из родительского дома за 1000 км, две клинических смерти(!), отсутствие мужа и детей, много разных операций, обида на всех и в частности на родителей.

На мой вопрос:
- Что вас привело ко мне?

Последовал ответ:
- Хочу жить! Не знаю, как жить дальше, когда все вот так!?

Согласитесь, что проблем куча, а с чего-то начинать работу нужно, раз клиент все таки дошел до меня. Задача сложная, но решаемая.
    Можно было заниматься долго поисками причин сложившегося, но мое профессиональное «чутье» подсказывало мне, что стоит начать работу с МАК.

    Это очень бережный и эффективный способ работы с разной степень травматики.

    Я взяла свои авторские колоды метафорических карт (МАК):
    • «Сценарии и запреты»;
    • Ресурная колода «Благополучник»;
    • Фразы «Негативные убеждения»
    • Ресурная колода «Источник жизни
    и
    • «Характер и личность» - автор Ирина Орда.

    Описание работы:

    Предложила клиентке взять одну карту ВЗ (в закрытую) из колоды «Характер и личность» с вопросом: кто Я, когда у меня есть все эти проблемы?

    Далее мы обсудили, какой именно она видит этот персонаж на карте, путем вопросов:
    • Кто это?
    • Сколько примерно лет?
    • Чем занимается?
    • Какая она?
    • Что приходит на ум, когда вы смотрите на эту карту?
    • Какие чувства у вас вызывает эта карта?
    • Что хочется сделать по отношению к персонажу на карте

    «Я вижу на карте обиженную женщину лет, 35-40. Она очень недовольна своей жизнью. Даже возмущена…она считает всех вокруг виноватыми в ее бедах. Она не хочет понимать их, закрыта. Как будто смотрит внутрь себя. Губы плотно сжаты и не хочет говорить, проглотила все свои слова упреков. От ужаса или от удивления широко открыла глаза и замерла в ступоре как будто…»

    Далее предлагаю взять карту из колоды Фразы «Негативные убеждения».

    Обсуждаем: насколько это убеждение ей присуще? возможно ее родителям?

    «Да, это слова, которые говорила мне мама в детстве: - ты не такая как другие дети! По сути это и есть как упрек в том, что я не полноценная! Вернее даже НЕ ценная(..»

    Клиентка берет из колоды "Сценарии и запреты" по одной карте: сценарий и запрет.


    Начинаем обсуждение сценария. Как он проявляется в ее жизни? На что влияет?

    «Ой! –вскрикивает женщина. Точно про меня: я ведь всю жизнь совершаю подвиги ради…получается ради матери( чтобы она меня полюбила и перестала сравнвать с другими детьми…»

    Далее она берет карту-рамку "Запрет" из этой же колоды:


    и совмещая карты разными способами мы продолжаем обсуждение.
    «…немного побледнев женщина сказала:

    - так это получается я получила запрет на жизнь…Вот почему я так живу! Вернее почти НЕ ЖИВУ. И заплакала.»

    Делаем паузу и она рассказывает про свое детство.



    Далее мы начинаем работу по выходу из сложившейся ситуации и берем в работу колоду «Благополучник» из одноименно игры. Предлагаю взять одну карту с вопросом:

    - кто Я, когда я начну ЖИТЬ, а не выживать?


    Клиентка пристально разглядывает карту, как бы знакомясь с новой собой, и постепенно лицо у нее начинает проясняться).

    Женщина улыбается – девушка на карте ей очень нравится.

    Здесь главное дать время.

    Далее мы обсуждаем карту, и я поясняю, что выход из сложившейся ситуации возможен. Стать вот такой как эта «ресурсная девушка», однако для этого необходимо поработать, т.е. пройти психотерапию личной истории и рассказываю, что именно входит в эту работу.

    И напоследок, я прошу взять карту из колоды «Источник жизни». Дарю клиентке эту карту с предложением почаще «заныривать» в свой источник жизни, который изображен на карте.

    Вобщем расклад выглядел вот так:

    Вот так прошли 1,5 часа не простой сессии…

    В конце женщина уходила с легкой улыбкой на губах, записавшись на дальнейшую работу.
    PS: мы совместно прошли не легкий путь длинной в три месяца (сессии 1 раз в нед) и сейчас она уже совсем другой человек. Улыбка стала частым гостем на ее лице, спина выпрямилась, глаза светятся, появилось много новых планов на жизнь, и появилось (наверно самое главное) энергия жизни на воплощение этих планов!

    С любовь и теплом, Ольга Климова!